Зарегистрируйтесь на , прямо сейчас!
Вход пользователей
Основное меню
Новости : Памяти И.В.Кузмицкого
Написал valiuk в 2009/7/29 12:00:00 (2582 прочтений)
Новости

Памяти Иосифа Владимировича Кузмицкого.
(28.05.1945-08.07.2009)



Даже как-то не верится, что пришло время написать про этого человека в прошлом времени. Совсем недавно, казалось, мы ещё разговаривали, строили планы , делились успехами и просто «общались за жизнь»....




Умер один из Мастеров шашечного дела. Мастер с большой буквы. У меня, как и у многих начинающих играть в шашки с детства, имелось некоторое обожествление людей добившихся в шашках самых высоких вершин в спорте. Эти единственные, добившиеся этой вершины, прошедшие тернистый путь от начинающего игрока до солидного спротсмена с мастерским значком на пиджаке, таких во всей нашей области было на тот момент трое. А как по другому можно было смотреть на этих гигантов. Возможно, размеры в детстве немного преувеличены, но уже тогда казалось,что такой высоты, такого мастерства не добиться, работая спустя рукава.

Один из первых мастеров Гродненщины был удивительным человеком. Добавьте сюда огромные размеры физического тела и постоянно блуждающую улыбку, прячущуюся за очками. Казалось, что он постиг все секреты. Его спокойный взгляд на проблемы, понимание их природы, глубокая эрудиция и знания в самых разных областях жизни впечатляли. Но докопаться до них простому собеседнику было непросто. Потому как не каждому удавалось увидеть ту истину, которую он хотел показать. Вам приходилось постоянно искать для того, чтобы понять в чём же суть, приходилось работать над собой, совершенствоваться, постоянно двигаться вперёд. И понимание того, что истина не есть какая-то застывшая догма , а это постоянный поиск давало наибольшее удовлетворение. Никакого готового рецепта он не предлагал. А вот поискать, рассмотреть идею со всех сторон, увидеть малейшие детали и ньюансы – тут ему мало кто составил бы конкуренцию.

Он стал моим тренером в сентябре 1989 года. В октябре 1988 года трагически погиб мой первый тренер – Ринат Шакиров. В 1989 я стал играть на всесоюзной арене. Успехи пришли сразу, и как-то за постоянными стартами и памятью о потере тренера я не очень задумывался о необходимости найти другого наставника. Именно наставника, потому как в тот момент казалось, что все секреты игры постигнуты и остаётся лишь играть. За год без тренера удалось добиться практически всего - выиграть чемпионат Беларуси, стать мастером спорта , попасть на взрослый чемпионат СССР. В этот момент мы и встретились «по-настоящему» и стали работать вдвоём.

Казалось, что улучшить что-то в моей подготовке не удастся. Сначала я воспринял его опеку как некую обузу, необходимую обузу. Один мастер берёт шефство над другим, более юным, ну так вроде принято. Плюс появился кто-то, кто стал мне помогать решать вопросы с поездками и материалами для подготовки. Именно в этот момент начался мой путь от хорошего игрока в «Мастера своего дела». Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю как много сделал для меня «шеф» в плане жизненной подготовки. Его эрудиция, жизненная школа, которой он щедро делился, его умение показать мир с разных сторон, показать что решений проблем всегда больше, чем самих проблем, помогают до сих пор. Мы много разговаривали - о жизни, о подготовке к турнирам, много анализировали. Именно при нём анализ стал одной из самых главных составляющих моей подготовки, а книги неизменным спутником моего отдыха.

Не имея возможности часто выезжать на турниры, Иосиф Владимирович играл в турнирах по переписке – так что позиций для анализа было хоть отбавляй. Плюс игра по переписке давала ещё одну возможность обмениваться литературой. А в то время у «шефа» была одна из самых больших частных библиотек.

Хорошие книги всегда были дефицитом. Поэтому, например, в нашем областном книжном магазине для их реализации проводилась лотерея, чтобы определить счастливых обладателей. На тысячу желающих разыгрывалось сто комплектов. Секрет постоянного выигрыша «шефа» и получения вожделенных фолиантов оказался в организации своих знакомых для участия в данной лотерее.На один паспорт давался 1 билет. Имея 20-25 лотерейных билетов практически всегда удавалось заполучить необходимые книги. Иногда получалось и два и три комплекта, которые потом обменивались.
Самое прямое отношение имеет Иосиф Владимирович и к моей первой медали чемпионата мира. Именно его поддержка, личное присутствие и вера в мои силы помогла мне стать бронзовым призёром чемпионата мира в Пинске, в 1993 году. В финале чемпионата мира играли известные мастера и гроссмейтера : Виталий Габриэлян, Аркадий Плакхин, Михаил Фёдоров, Борис Бронштейн, Ян Калниншь, Илья Степанов, Мурод Амриллаев, Юрий Королёв, Игорь Макаренков. Лишь у двух участников были «под рукой» тренера. Кузмицкий с самого начала турнира поддерживал меня, к Юрию Королёву приехал Айзек Рабинович. В итоге мы с Королёвым разделили 2-3 место. Вместе с нами участвовали в нашей победе и тренера.

Уходящие в последний путь не знают, что останется и что запомнят окружающие их люди. Правы ли те кто говорит, что остаётся лишь память, сделанные дела, оставшиеся дети, что-то ещё...? Хочу пожелать счастливого пути и оставить себе добрую память о моем тренере, Иосифе Владимировиче Кузмицком......

Валюк Андрей,
международный гроссмейстер
июль 2009 года

Версия для печати Отправить эту статью другу Создать из статьи PDF-файл
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Отправитель Нити
Гость
Отправлено: 2010/8/20 8:52  Обновлено: 2010/8/20 8:52
 Re: Памяти И.В.Кузмицкого
Не думал, что больше встретится не доведется. Узнал, что "дяди Кузи" больше нет, прочитав некролог Андрея Валюка на сайте Кандаурова, а потом и на сайте БФШ. Вспомнил: 78 год, весна, я еще перворазрядник и огорчен, что не попал на юношескую республику по шашкам-64 (причем второй год подряд). Но если в 77 я еще был совсем птенчик в шашках и уступил кмс Олешкевичу и его другу Демьянкову, за которого, собственно, фактически играл тоже Олешкевич, то в 78 я уже был перворазрядник с баллом кмс, был восьмым в финале чемпионата города среди взрослых, отыграл массу турниров на первой доске за Дворец пионеров и не только...А тут-непруха, хотя деталей и не помню, но обошел меня, как и год назад кмс Олешкевич из райцентра Щучина (12 км от моей деревни где я жил до переезда в Гродно в 75 году) и вдобавок Женя Сухоцкий, которого я в блице (и не только) обыгрывал на ноль. Тренировал меня Стефанович, а везти на республику в Витебск должен был как раз мс Иосиф Кузмицкий-"дядя Кузя". Я очень удивился, и, не скрою, было приятно, что Иосиф наотрез отказывался брать в Витебск формального победителя отбора, мотивируя тем, что я намного сильнее и шансы "привезти призовое место" у меня намного больше. К слову, он оказался прав-Сухоцкий в Витебске занял последнее место, причем его игра в шашки на турнире была постоянной мишенью для колкостей и эпиграмм. Стефанович уперся, что мол отбор и т.д. и на волне этих споров неожиданно вмешался мой друг и будущий тренер Валюка и не только, Ринат Шакиров, которого, увы, уже тоже нет среди живых. Ринат предложил поехать на 100 вместо себя (там в областном отборе я тоже был 3-непроходным, пропустив вперед, кроме Рината, еще и друга Кизюка, который тоже был явно слабее, но поди ж ты) и на том и порешили. Мотивировку Рината не помню, но суть была в том, что он был на год моложе и мог поехать в следующем году, а у меня эта была последняя возможность.
Вот так я первый и последний раз отыграл юношескую республику, хотя и по 100 (в русские я был намного сильнее). "Дядя Кузя" удивил меня своим отношением к нам, он держался с нами как с равными. Натаскивал он в основном Олешкевича, но тот в призеры не попал. Не попал и я, проиграв в последнем туре некоему Трусу из Минска. Помню, как "дядя Кузя" советовал мне- завязывайся как можно больше, в сотках типа кто больше связан-у того лучше. Послушавшись, я чуть было не проиграл Ляховскому-хорошо тот не увидел комбу. Ее при анализе нашел юный тогда Пресман и с понтом говорил-мол, смотрю-ты пошел и попался на комбинацию, а Ляховский ее не заметил. На самом деле, конечно, ее не видел во время партии никто. С Пресманом, кстати, моя партия была отложена и, опять-таки, Кузмицкий меня удивил, отправив кушать, а сам проанализировал позу и выдал на гора все возможные шансы. К сожалению, при доигрывании я не заметил перспективный план с жертвой шашки и партия закончилась вничью. Насколько все же разительный был контраст с моим тренером Стефановичем, который вообще никогда партий учеников не разбирал, а психологически скорее давил.
Иосиф Кузмицкий помог мне устроиться на завод учеником токаря-универсала, просто привел за ручку, удивив своих друзей на заводе-мол, Иосиф, ты его как сына устраиваешь. Я уже был кмс, но при поступлении в институт никому об этом не сказал из скромности, ну и Стефанович, конечно, и не подумал подсказать мне или Супруну, который вел шашки-шахматы в мединституте. Кмс и даже 1 разряд шли по отдельному конкурсу, а так мне не хватило полбалла до проходного...
Несомненно, я был благодарен Иосифу и, когда надумал выполнять норму мастера, начал ставить его своим тренером, хотя в общем тренировался я самостоятельно, часто играл с Валюком блиц и чувствовал себя достаточно уверенно. Иосиф был на то время председателем областной федерации и у него была возможность посылать меня на турниры с нормой, что он и делал, иногда и в ущерб другим желающим.
Он же меня пристроил тренером в ДЮСШ, где я несколько лет и подрабатывал, получая при этом удовольствие от возни с малышами.
Идиллия взаимоотношений закончилась, как меня по предложению Валюка избрали вместо Кузмицкого председателем федерации. И хотя Иосиф судил почти все турниры, все же он жаждал реванша, хотел доказать, что он был лучше. Не хочется вспоминать, да и не к месту все перепитии этого противостояния, были времена, что мы вообще не общались, потом, встретившись на похоронах еще одного безвременно ушедшего шашиста Гродненшины Гены Игнатова, практически помирились, но той идиллии уже не было, к сожалению.
Иосиф был очень педантичным как шашист, стремился упорно доказать, что вариант не проигрывает, даже когда проигрывал его в блице, "подлатывал" и упорно играл еще и еще. К тому же, наверно, ему не было равных в спасении казалось бы безнадежных позиций-сказывалась привычка к анализу, он много играл по переписке. Помню, он сокрушался, что в сборник "Шашечные партии белорусских мастеров" попала единственная и явно не лучшая его партия (в ней он тоже пытался реабилитировать практически безнадежный вариант, но неудачно). Был очень самолюбив, иногда задирист, не всегда дипломатичен.
Помнится, как-то подсмотрев мою партию в блице, где мне удалось найти в равной с виду позиции красивую идею, Иосиф воскликнул-"ну почти как я в молодые годы". Вот это-"почти"-это было лучшей оценкой для него, как-то помню, вспоминая конец 70-х пожилой уже, но стабильно еще играющий на приличном уровне кмс Дима Шайковский сказал что-то вроде-"ну еще Цыдик тогда гремел". Это вызвало немедленную реакцию Иосифа-"ну уж гремел, вот я в свои годы гремел", на что Дима, улыбнувшись заметил-"ну не гремел, так погремывал".
Как играл Иосиф в свои молодые годы-не знаю, вероятно действительно "гремел", одним из первых в области стал мастером, но когда я начинал играть, он уже играл редко, правда почти всегда удачно.
Из него получился бы хороший тренер, Валюк это подтверждает, он был хороший психолог, но вот начинать с группы начальной подготовки было не для него. Моя идея создать в ШВСМ группу высшего спортивного мастерства и передать всех перспективных кмс и перворазрядников туда, встретила естественное отторжение у тренеров, особо у самолюбивого Стефановича, считающего себя лучшим тренером Гродно и окрестностей. А Иосиф после отъезда Валюка в Минск откровенно заскучал-после ученика-участника ЧМ работать с сопливыми ему было неинтересно, в последние годы он вообще начал шахматистов тренировать, а после уволился из школы. Перебивался случайными заработками, с трудом находил деньги на учебу младшей дочери, на оплату квартиры. Со здоровьем вроде как внешне выглядело получше-стал стройнее, почти спортивным, хотя всю жизнь почти был грузным достаточно. Но, похоже, столь радикальная перемена дала скорее отрицательный эффект.
Жаль, Иосифа не стало. Поговорить с ним, когда был в Гродно два года назад, не довелось, последний наш разговор был по телефону в 2005, я просил пригласить дочку к телефону, на что получил ответ "она не для тебя". Ну что же, не для меня, так не для меня, тем более, вскоре мы сошлись с женой обратно и я уехал в США. Жаль, что с Иосифом уже не поговорить, не разобраться в наших конфликтах, жаль, что каждый остался при своем мнении. Но это уже не изменить.

Витольд Цыдик, мс по шашкам
Наши партнеры
Наши проекты
Разделы